Праздники: Прощеное воскресенье



Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье


Пусть снег с дождем, пусть ветер крыши рвет,
В душе моей покой и настроенье,
За прошлые грехи и наперед
И я у всех у вас прошу прощенья.


Прощеное воскресенье На 26 февраля в 2012 году приходится последний день Масленицы.

Последний день Масленицы - Прощеное (прощенное) воскресенье, красивый, гуманный русский обычай. Перед строгими днями Великого поста очистите душу, повинитесь, попросите у всего народа честного, как сказала Господь: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6, 14-15). В этот день многие люди будут просить прощения у своих родных и близких. Однако не стоит забывать, что если вы кого-то обидели, не надо ждать именно этого дня, чтобы принести свои извинения. Иисус Христос завещал нам мириться с людьми, пока мы находимся с ними на одном пути.

А главное - простите всех сами: "Всех грешных прощаю, простите и меня, грешного!" С той же целью в Прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.

День прощения история праздника

Обычай просить прощение пришёл к нам из Египта. В этой стране Мария с Иисусом прятались от преследования царя Ирода. В память об этом событии, христиане построили там монастыри. Каждый год, перед Пасхой, монахи уходили в пустыню на сорок дней, чтобы в одиночестве молиться и очиститься, подготовив себя к встрече с Христом в день Его воскрешения.

Находиться в пустыне одному сорок дней – трудно и опасно, на каждом шагу можно встретиться и с голодным зверем, и со змеями, и с ядовитыми пауками. Монахи знали об опасности, что могут не вернуться назад, поэтому, когда они уходили, у всех за всё просили прощения, даже за дурные мысли.

Постепенно этот обычай укоренился. На Руси, в этот день, прекращались сражения, противники слаживали оружие и просили друг у друга прощения. Даже цари, в такой день, просили прощения у своего народа за вольные и невольные обиды, у своих подданных, объезжая войска, посещая монастыри, школы, больницы и даже тюрьмы, при этом раздавались подарки и угощения.

А простолюдины не только просили друг у друга прощение, но и устраивали веселья, расправлялись с соломенным чучелом – чтобы был урожай, зажигали факелы, разводили костры – чтобы быть богатыми, после ужина ничего не убирали со стола – для “родителей”, которые приходят ночью и едят, выходили на улицу не на санях, а на телегах.

Прощеное воскресенье


Был и сейчас есть в России обычай, когда в последний день Масленицы просят прощения друг у друга. Ходят просить отпущения грехов у своих священников и потом отправляются к могилам родных и знакомых. В семьях не ложились спать не помирившись друг с другом: дети испрашивали прощения у родителей, в слуги - у господ. Сами господа не только не считали за стыд в Прощенное воскресенье испросить прощения у своих слуг, но даже вменяли это в священный долг. Такой обычай был повсеместен в России.

Пословица "Не все коту Масленица" произошла оттого, что после Масленицы наступает пост, а с ним вместе строго воздержная жизнь. С первого дня поста многие не пьют даже воды, пока не отслушают заутрени. Первые три дня ничего не варят: едят одно сухое, соленые огурцы, грибы, квашеную капусту, хрен да редьку и пр. С четверга варят из овощей кушанье без постного масла.

Кончилась Масленица, впереди - Великий пост и Пасха.

Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом.
В этот день все православные просят друг у друга прощения - чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху - день Воскресения Христова.

В этот день последний раз употребляется скоромная пища.

"В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения. Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни. Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир - это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.

Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним" Архим. Иоанн Крестьянкин

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения.

В конце службы во многих храмах поются песнопения Пасхи («Воскресения день», оканчивающееся словами «простим вся воскресением»), напоминая о том, что пост – это путь к Пасхе, которая уже близко.

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения - чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска (с XVIII века - расположения расквартированных в столице полков), просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

«Нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели, – напоминал в проповеди архимандрит Иоанн (Крестьянкин) – Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним.

Прощеное воскресенье


Традиции в Прощенный день

В прощёное воскресенье принято не только просить прощения, но и каяться перед Богом, прощать самому. Этот день является подготовительным периодом очищения души перед тем, как человек примет Великий Пост. Для людей очень важна эта традиция, потому что она помогает восстановить мир в сердце и примириться с теми, кого они обидели.

Этот обряд сопровождается словами “Прости меня Бога ради”, на что следует ответ – “Бог простит, и я прощаю”. После этого происходит обмен поцелуями и поклонами.

В этот день в церкви на литургии читается Евангелие с частью Нагорной Проповеди, где говорится о прощение, о посте и о собирании небесных сокровищ. После вечернего богослужения в православных храмах принято совершать чин прощения. Настоятель храма говорит наставительные слова и просит у всех прощения. Затем он берёт напрестольный крест и каждый священнослужитель, а потом и прихожане, подходят к кресту, просят прощение и целуют его.

Недаром православные говорят, что самый трудный подвиг – покаяние. Каждый знает, что простить проще, чем просить прощение. Однако тем, кто хочет принять Великий Пост, обязательно должны отбросить свою гордыню и впустить в своё сердце мир. Поэтому прощёное воскресенье можно назвать проверкой духовной зрелости и насколько человек готов переступить свою гордость ради того, что бы приблизиться к Господу.

В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории - изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, от лица Божия, изгнание Адама из рая. Юдоль плача и печали - земля приняла изгнанника, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лице снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали родить и вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания Отцу Небесному. Плакал Адам по изгнании своем, седе "прямо рая", плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге.

Но мы - изгнанники. Рай далеко, и чем дальше живет человечество от времени падения, тем туманнее в нем становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание человечества и тем больше стирается образ и подобие Божие в душе человека. И погиб бы мир давно, если бы не Второй Адам - Христос, вновь отверзший заключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться.

И мы все несем сейчас на себе тугу и тяжесть жизни изгнанника. Но и мы же, те, кто живет жизнью Церкви, знаем и райскую радость отверзтых Царских врат, и животворящих ликующих слов: "Христос Воскресе!" и в них - изначальную близость Божественной любви к человеку. Но предшествует этой райской радости на земле Великий пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом, найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и трудами великого воздержания.

Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния".

Начинается Великий пост…




 (голосов: 1)
 
Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.