Праздники: Пушкинский день России



Пушкинский день России

Пушкинский день России


Пушкинский день России раньше, в советское время, назывался Пушкинским праздником поэзии.
Пушкинский день России отмечается с 1998 г. на основании Указа Президента Российской Федерации "О 200-летии со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и установлении Пушкинского дня России".

Пушкинский день России, традиционно отмечаемый в день рождения Александра Сергеевича Пушкина 6 июня (по новому стилю) - важнейшая дата в истории русской культуры и литературы, а для Всероссийского музея Александра Сергеевича Пушкина, первого пушкинского музея России, он имеет особое значение, напоминая обществу о том, что означает творческое наследие Пушкина для Петербурга, России, для мировой культуры в целом.

Гений Александра Сергеевича Пушкина не только в том, что он поднял на недосягаемую высоту ценность простого русского слова и поэтического слога. Он явился основателем качественно нового, классического искусства, сравнимого лишь с лучшими образцами мировой эстетики.

Пушкинский день России


Биография


Шестого июня 1799 года произошло знаковое событие, повлиявшее на весь ход литературной истории России, – родился Александр Сергеевич Пушкин. Будущий поэт появился на свет в небогатой семье, но ее дворянские корни уходили во времена Александра Невского и Абрама Петровича Ганнибала, арапа Петра Великого. Еще в детские годы пытливый ум Саши впитывал в себя картины окружающего мира, но особое влияние на мальчика оказал Василий Львович Пушкин – дядя поэта. Сам он знал несколько языков, был не чужд занятиям литературой и знаком со многими поэтами того времени. Под руководством французов-гувернеров Саша рано выучился чтению и стихи писал с детства, но лишь по-французски. Когда начал действовать Царскосельский лицей (1811), Александр Пушкин был зачислен одним из первых. Шесть лет, проведенных в лицее, очень сильно повлияли на Пушкина и фактически сформировали его как поэта. Уже тогда Г. Р. Державин отметил его стихотворение, известное нам как «Воспоминание о Царском Селе». К тому же Пушкин принимал активное участие в работе литературного кружка «Арзамас» – а в нем царили атмосфера революционных идей и свободомыслие. Лицейские годы, можно сказать, определили последующие жизненную и гражданскую позиции как Пушкина, так и многих его друзей-лицеистов.

Окончивши в 1817 году лицей, Пушкин получает место в Коллегии иностранных дел. Но служба чиновника и карьера на этом поприще нисколько не привлекают поэта, и он с головой погружается в бурные волны светской жизни Петербурга. Именно в это время перо Пушкина прославилось как острый инструмент сочинителя сногсшибательных эпиграмм, но в то же время поэт сочиняет великолепные, пронизанные идеалами стремления к свободе стихи. Пушкин является активным членом литературно-театрального общества «Зеленая Лампа» и здесь впервые читает свою поэму «Руслан и Людмила». Ставшее впоследствии каноническим, произведение это впервые было опубликовано в 1820 году и вызвало яростные споры читателей. Однако не только читатели оценили молодого поэта – не остался он и без внимания власти.

Под видом служебной ротации в мае 1820 года Пушкина удаляют из столицы России. Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса – вот дальнейшие места проживания, а точнее – ссылки поэта. В этих городах он познакомился с теми, кого позже назовут декабристами. В период путешествий Пушкина по южным городам расцвел в полной мере романтизм его творчества, и стихи, написанные им в эти годы, прочно закрепили поэтическую славу великого гения. Созвучность времени и настроениям общества таких стихов, как «Демон», «Кавказский пленник», «Кинжал», «Цыганы», принесли ему воистину всероссийскую известность. В это же время был начат непревзойденный «Евгений Онегин». Но, как и многих, Пушкина посещала не только муза – поэта постиг острый творческий кризис. Он разочаровался в просветительских идеях торжества разума, к тому же на него сильно подействовало поражение революционного движения Европы.

В 1824 году неудобный и любвеобильный поэт по настоянию графа Воронцова (с женой которого Пушкин завел интрижку) был выслан из Одессы под Псков – в свое имение Михайловское. В приказе значилось: «Под надзор родителей». Но здесь творческий дух поэта воспрял. Возникают такие шедевры, как «Я помню чудное мгновенье», «Пророк», «Подражания Корану» и трагедия в стихах «Борис Годунов».

Пушкин тяжело переживал разгром восстания декабристов – среди них были многие его друзья. Но в сентябре 1826 года Николай I вызывает поэта в Москву для беседы. Даже в разговоре с императором поэт не скрывал своих настроений и впрямую выказал свое отношение к декабрьскому восстанию – сообщил, что вышел бы на Сенатскую площадь вместе с одноклассниками и друзьями. И все же Николай I был тонким политиком! Он объявил о монаршем покровительстве поэту и ввел на его произведения личную цензуру – то есть ни один цензор России, кроме самого царя, больше не смел судить в строки великого поэта. Кроме того, император рассуждал в беседе о возможных перспективах реформ либерального типа и о помиловании осужденных за декабрьское восстание. Трудно сказать, что заставило Пушкина согласиться со словами царя, но возможно, что он полагал этот свой шаг хоть какой-то помощью декабристам. Беседа с императором имела далеко идущие последствия: Пушкин получил доступ к личным архивам императора и очень заинтересовался российской историей. Особый интерес поэт проявил к глобальной исторической личности – Петру I. Почерпнутые знания отразились в его творчестве. «Стансы», «Полтава», начатый, но, увы, незаконченный «Арап Петра Великого».

Очередной вехой в жизни Пушкина стал 1830 год. Он сватается (повторно) к Наталье Гончаровой и наконец-то получает согласие. Осень того же года заставила Пушкина отправиться в имение Болдино по каким-то имущественным делам, но задержался он там несколько дольше намеченного – холерные карантины сняли лишь через три месяца. Но эта осень подарила нам высшую точку творчества русского гения: «Маленькие трагедии», «Бесы», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Повести Белкина», «Прощание», «Элегия»… Все это стало классикой. Лишь в 1833 году болдинская осень повторится и отразится в его произведениях «Сказкой о рыбаке и рыбке», «Медным всадником», «Осенью» и «Историей Пугачева». В Болдино же была начата знаменитая повесть Пушкина «Пиковая дама». Журнал «Библиотека для чтения» потребовал срочно закончить ее, и поэт успешно справился с этой работой. И все же денег Пушкину катастрофически не хватало. Рождение детей, светские обязанности влекут за собой постоянные расходы, а вышедшие книги особого дохода в то время не принесли. Даже выпускаемый поэтом журнал «Современник» значительной перемены в его финансовые дела не внес. Поэт берет в долг, где только может, и все его долги будут погашены – из царской казны, но лишь после гибели поэта.

В настоящее время имеется много мнений по поводу травли Пушкина и доведения его до дуэли с Дантесом, эмигрантом из Франции. Имеются сведения, что Дантес был родственником Натали Гончаровой, но из области слухов подобные слова не выходят. В результате появления анонимных писем, оскорбляющих честь жены Пушкина и, естественно, самого поэта, нервы Пушкина сдают, и происходит открытый скандал с Дантесом. Следствием скандала стала дуэль, назначенная на 27 января (по старому стилю), на Черной речке в предместье Петербурга. Пушкин был ранен в живот, но умер лишь через двое суток.

По поводу его смерти идут горячие споры до сих пор. Патологоанатомы утверждают, что ранение, подобное пушкинскому, на дуэли получить было никак невозможно. Считается, что раневой канал в животе шел снизу вверх, и пуля повредила печень. Однако версия неосторожного обращения Пушкина с дуэльным пистолетом, совершенно несостоятельна – поэта нельзя назвать слабым дуэлянтом ни при каких обстоятельствах.

Смерть Пушкина стала трагедией не только для его семьи, но и для всего русского народа. В своем некрологе Одоевский написал: «Солнце русской поэзии закатилось!» – и был прав, как никогда. По всей России Пушкину были воздвигнуты десятки памятников, его именем названы улицы, его творчество изучают в школах, и слова поэта, выбитые на одном из памятников в Санкт-Петербурге: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» – стали вещими…

Александр Сергеевич Пушкин — великий поэт, мастер универсальнейшего из искусств — искусства слова. Анна Ахматова сказала про Пушкина: “Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором никогда не будут говорить, но который все равно будет при них как вечная драгоценность”. Александр Сергеевич Пушкин сделал русский язык совершенным, он принес русскому языку мировую значимость. А посему в наше время не вызывает никаких сомнений, что “говорить по-русски” — означает “говорить на пушкинском языке”.

Александ сергеевич Пушкин — общепризнанный глава и классический образец всей читаемой, живой, новейшей русской литературы. Уже современники поэта увидели в нем “солнце нашей поэзии”. Еще при жизни Александра Сергеевича Пушкина, в 1832 году, Гоголь сказал о нем следующее: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет”.

Пушкинский день России


Значение творчества Александра Сергеевича Пушкина


Значение творчества и масштабы гения Пушкина ставят его в ряд величайших, исключительных явлений мировой культуры. За четверть века писательской жизни Александр Сергеевич Пушкин, освоив достижения русской и мировой культуры, опыт своих отечественных литературных предшественников и народного творчества, стремительно прошёл несколько литературных эпох - от условных художественных систем 18 в. к развитому реализму, воссоздающему жизнь в её неисчерпаемой многосторонности. Язык Александра Сергеевича Пушкина, сочетающий книжные нормы с живыми разговорными, остаётся до сих пор основой русского литературного языка. Художественные открытия Пушкина определили и предвосхитили многое в дальнейшем развитии не только русской литературы (творчество Гоголя, Лермонтова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.), но и почти всех областей русского искусства и духовной культуры 19-20 вв.

Величайший лирик, Александр Сергеевич Пушкин создал обращенную к реальному многообразию жизни "поэзию действительности", где лирический субъект в процессе своего индивидуального переживания созерцает и познаёт общую жизнь мира и в мире - себя. Пушкин создал прозу как самостоятельный, со своими специфическими задачами, художественными законами и языком, вид русской литературы, призванный в эмпирическом "быте" распознавать и вскрывать черты исторического "бытия". Он положил начало почти всем современным жанрам прозы - от путевых записок и очерка до исторического романа и философской повести, указал в своих произведениях, планах и набросках направления дальнейшего движения прозы. Драматургия Пушкина, сценическая история которой бедна удачами, тем не менее своим философским пафосом и психологической глубиной оказала на русскую литературу влияние, выходящее за пределы театра, а воззрения Александра Сергеевича Пушкина на драму и театр сыграли важную роль в становлении русской школы сценического реализма.

В основе открытий Пушкина - его реалистический метод: изучение объективных законов бытия в их действии, в конкретных исторических, национальных и индивидуальных проявлениях - изучение, которое Александр Сергеевич Пушкин определял как "глубокое, добросовестное исследование истины", анализ "вечных противуречий существенности", составляющих движущую силу жизненного процесса. Этот метод, в котором конкретные явления рассматриваются с точки зрения общих законов мировой жизни, сообщает слову Пушкина неисчерпаемую многогранность, обеспечиваемую многосторонними контекстными связями, а его произведениям - "вечную современность" и глубочайшую многозначность, воплощённую в художественной форме неповторимо гармонического совершенства, сжатости и красоты. Этот метод также позволяет Пушкину поэтически воссоздавать черты любой эпохи и культуры, демонстрируя беспрецедентную в истории "всемирную отзывчивость" (Ф. М. Достоевский). Метод Пушкина служит также основой его концепции личности как полноправного действующего лица большой человеческой истории, свободного в своих проявлениях и ответственного за них. Здесь корни гуманизма Александра Сергеевича Пушкина, его гражданственности и нравственной высоты, которые вместе с пафосом истины, реализмом, народностью, историзмом утверждены им в качестве главной традиции русской литературы как "совести общества" и одной из великих мировых литератур.

Значение Александра Сергеевича Пушкина в истории передовой русской журналистики, публицистики и литературной критики огромно, в частности им впервые поставлен вопрос о литературной критике как науке, об анализе литературных произведений в его целостности. Велика заслуга Пушкина в формировании подлинно научной историографии, опирающейся на объективный анализ фактов и их осмысление в свете общих закономерностей исторического процесса. Мысли и суждения, содержащиеся в художественных произведениях и др. работах Александра Сергеевича Пушкина, имеют непреходящее философское, эстетическое и нравственное значение.

Сколь трудны бы ни были его произведения для перевода, поэт имеет своих почитателей почти во всех уголках нашей планеты. С его сказками мы начинаем знакомиться, еще не научившись читать. Произведения Александра Сергеевича Пушкина переведены на все языки мира. Пушкиноведение - одна из фундаментальных отраслей русской литературной наук. Тома Пушкина есть практически в каждой российской семье.

Литературное творчество Александра Сергеевича Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Книги великого поэта объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей.

Пушкина часто называют основателем русской литературы. Сколь ни трудны бы были его произведения для перевода, поэт имеет своих почитателей почти во всех уголках нашей планеты. С его сказками мы начинаем знакомиться, еще не научившись читать.

Мы наизусть знаем многие его произведения и даже в повседневной жизни часто цитируем его. Мы встречаем времена года пушкинскими строками: «Мороз и солнце! День чудесный!» или «Унылая пора, очей очарованье…». Мы подходим к зеркалу с фразой: «Я ль на свете всех милее?..», и даже, когда строгий начальник ругает нас за не сданный во время отчет, мы говорим коллегам: «Выпьем с горя, где же кружка?».

Пушкинский день России


Памятник Александру Сергеевичу Пушкину в Москве


В день открытия памятника Пушкину, 6 июня 1880 года, с 10 часов утра в Москве к площади у Страстного монастыря стали стекаться густые толпы народа и многочисленные экипажи. Вокруг площадки памятника на шестах были установлены белые щиты с вытесненными золотом названиями произведений великого поэта. Тверской бульвар украсили гирляндами живой зелени. Народ раскупил у торговцев все ландыши и фиалки и забрасывал ими пьедестал монумента.

К вечеру зажглась иллюминация. У подножия еще покрытого полотном памятника известные российские писатели Тургенев, Полонский, Майков, Плещеев и Достоевский произнесли торжественные речи. Когда покров упал, вся площадь взорвалась криками ликования.

Памятник Александру Пушкину создал скульптор Александр Опекушин. Он изобразил поэта в глубоком раздумье: склоненная голова, рука, заложенная за борт фрака, медленный, словно застывший шаг…

В 1950 году памятник перенесли с Тверского бульвара на другую сторону реконструированной Страстной площади (ныне Пушкинская площадь), развернули на 180 градусов и расположили на месте бывшей колокольни Страстного монастыря. Монумент немного пришлось поднять, для чего был сооружен бетонный фундамент




 (голосов: 0)
 
Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.