Праздники: День святого Георгия Победоносца



День святого Георгия Победоносца

День святого Георгия Победоносца


Георгий жил в конце II - начале III века в малоазиатской провинции Каппадокия Римской империи. Родился будущий Великомученик в семье благочестивых и обеспеченных родителей в городе Бейруте, который в древности именовался Белит. Родители воспитали мальчика в христианской вере. Предположительно, отец его принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был ещё ребёнком. Мать, владевшая имениями в Палестине, вернулась с сыном на свою родину.

Подросший Георгий поступил на службу в римское войско императора Диоклетиана (284-305) и вскоре привлёк к себе его внимание храбростью в сражениях, умом, большой физической силой и красивой наружностью, после чего был принят в императорскую стражу со званием комита ― одного из старших военачальников.

Достигнув вскоре звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь святого Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

Георгий призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». А когда его спросили, что есть Истина, святой Георгий ответил: «Истина есть Сам Христос, гонимый вами». Император был оскорблён дерзостью молодого воина, но всё-таки попробовал уговорить его, увещевая не губить своей молодости, воинской славы и чести, а принести по римскому закону жертву богам. Но Георгий ответил, что ничто в этой непостоянной жизни не ослабит его желания служить Христу.

Когда же по приказу взбешённого императора его стали выталкивать копьями из зала собрания, чтобы увести в темницу, сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, не причиняла ему боли. Святого Георгия всё-таки заключили в темницу, где его положили спиной на землю, а ноги заключили в колодки, и придавили грудь тяжелым камнем. Но Святой Георгий мужественно переносил все страдания, не переставая славить Господа Бога. На все угрозы императора он отвечал: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою». Мучители подвергли Георгия самым изощрённым пыткам. Они били его воловьими жилами, бросали в известь, привязали к колесу, под которым были доски с железными остриями и при вращении колеса они впивались в обнажённое тело святого.

Поначалу Георгий молился и призывал Христа, а потом замолчал и не обронил ни одного стона. Император решил, что Георгий умер и приказал снять его с колеса. Когда же Диоклетиан отправился в капище вознести благодарственную жертву языческим богам, вокруг неожиданно всё потемнело, прогремел гром и стал слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Воссиял неземной яркий свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. Он возложил руку на великомученика и произнёс: «Радуйся!».

Георгий тотчас же восстал без единой раны на теле, изумлённая стража отвела его на капище, и Диоклетиан не мог поверить собственным глазам. Многие всматривались в Георгия с недоумением и ужасом. Немало язычников тогда поверило, что произошло чудо. И уверовали они в Бога христиан.

Среди уверовавших во Христа была и царица Александра, супруга Диоклетиана. Её тогда увели во дворец. Император же вконец ожесточился, и на следующее утро Георгия подвергли новым пыткам. Но ничто не смогло сломить его.

Император решил, что святому помогает волшебство и призвал волхва Афанасия, чтобы тот отнял у Георгия чудодейственную силу или отравил его. Волхв преподнёс святому две чаши, в одной был яд, а в другой снадобье, которое должно было сделать Георгия покорным. Но ни одно из них не подействовало на святого. А когда император спросил, что ему помогает, великомученик Георгий ответил, что вера во Христа. Волхв Афанасий, уверовав во Христа, припал к ногам святого Георгия, и стал просить прощения за все прегрешения, которые он сотворил по неведению. В ярости Диоклетиан приказал обезглавить уверовавшего Афанасия. Сам же император и не думал раскаиваться.

Тем временем к темнице Георгия стали стекаться люди, обремененные разными недугами, и там получали от святого исцеление и помощь. Бедный земледелец Гликерий, у которого пал вол, тоже пришёл просить помощи. И Георгий, утешив его, заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Так оно и случилось, пришёл Гликерий домой, а вол ожил. На радостях земледелец стал прославлять Христианского бога по всему городу, за что и был обезглавлен по приказу императора.

В ночь перед казнью Георгий почти не спал, молился, а когда задремал, явился ему Спаситель, возложил на главу венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною».

И тогда Диоклетиан приказал отрубить святому голову. Его казнили в 303 году 23 апреля (по старому стилю), отрубив святому голову мечом. И не было Георгию тогда и тридцати лет. Вместе с Георгием была казнена и супруга Диоклетиана, царица Александра, уверявшая во Христа.

Легенды о святом Георгии излагал Симеон Метафраст, Андрей Иерусалимский, Григорий Кипрский. В традиции Византийской империи существует легендарная связь между Георгием Победоносцем и святыми воинами Феодорами — Феодором Стратилатом и Феодором Тироном. Исследователи объясняют это тем, что Галатия и Пафлагония, которые являлись центрами почитания близостью святых Феодоров были недалеко от Малой Азии и Каппадокии, где почитали святого Георгия.

Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году. Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси.

Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

С давних же пор святой Георгий сделался "народным", и имя его переделывалось: Иорге у средневековых немцев, Жорж у французов, Егорий или Юрий у русских, Герги у болгар, Hophe у сербов, Jerzy у поляков, Jiry у чехов, Джерджис у арабов и т. д. Иногда Георгий прославляется под туземными именами, принадлежавшими языческим божествам, например: Уастырджи у осетин или Хызр, Кедер на мусульманском Востоке.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

Праздник пользовался уважением во всех славянских землях и сопровождался множеством обрядов, в которых Георгий является покровителем земледелия и скотоводства; о том же свидетельствуют легенды, загадки, заговоры, приметы и т. п.

На Руси почитание Георгия Победоносца приобрело особое значение. Сидящий верхом на коне и поражающий змия он запечатлен в центре герба Российского государства.

Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу.

Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Особое почитание святого на Руси ввел Ярослав Мудрый. В 1030 г. после победы над чудью, он устроил Юрьев храм под Новгородом, в 1036 г. после победы над печенегами основал в Киеве монастырь св. Георгия. На освящение храма 26 ноября князь повелел по всей Руси «творить праздник» святого Георгия ежегодно.

Освящение Георгиевского храма – один из первых древнерусских православных праздников. Со времен Димитрия Донского, после Куликовской битвы святой Георгий считается покровителем Москвы. Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

Символично, что полный разгром фашистской Германии пришелся на праздник Георгия Победоносца, и что ее капитуляцию 8 мая 1945 г. принял маршал Георгий Жуков, который руководил победными сражениями Великой Отечественной войны: битвой под Москвой, Сталинградской битвой, сражением на Курской дуге, штурмом Берлина.

Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий (+ 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения Киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, навсегда вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий».

Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий (+ 1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович (1238; память 4/17 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович (+ 1325) ― сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец ― всадник, поражающий змия ― стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов и особенно с единоверной Иверией (Грузией ― страной Георгия).




 (голосов: 1)
 
Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.