Праздники: Международный день танца



Международный день танца

Международный день танца


Известно всем наверняка:
Не нужно танцу языка,
Понятно все без праздных слов:
И жизнь, и слезы, и любовь!
Хотим сегодня пожелать:
Давайте вместе танцевать!


29 апреля отмечается международный день танца. Праздник служителей и поклонников Терпсихоры отмечается с 1982 года по решению ЮНЕСКО в день рождения французского балетмейстера Жана Жоржа Новерра, реформатора и теоретика искусства танца, который вошел в историю как «отец современного балета».

Праздник инициирован Международным советом танца ЮНЕСКО в 1982 году. Дата была предложена артистом балета, педагогом и хореографом П. А. Гусевым в память о родившемся в этот день французском балетмейстере, реформаторе и теоретике балета Жане-Жорже Новере, который вошел в историю как «отец современного балета».

Жан-Жорж Новер (1727—1810) — ученик балетмейстера Л. Дюпре. Выступал как танцовщик и возглавлял европейские балетные труппы, в том числе в Парижской Опере, при королевском дворце в Вене, в театре «Друри-Лейн» в Лондоне; первым начал ставить цельные балетные спектакли с законченным сюжетом; написал ряд основополагающих теоретических разработок по постановке балетных представлений.

Новер разработал принципы героического балета и балета-трагедии. В 1759 году вышел его знаменитый труд «Письма о танце и балетах», где Новер обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника.

"Что такое танец? Это движение. Что такое движение? Это выражение ощущения. Что такое ощущение? Реакция человеческого тела, вызванная впечатлением или идеей, воспринятыми психикой. Ощущение - это реверберация, распространяющаяся на тело, от попадания впечатления в психику", писала создательница так называемого серпантинного танца Лои Фуллер в начале XX века.

В этот же день ежегодно вручается приз «Балетный Бенуа», учрежденный Международной ассоциацией деятелей хореографии в 1991 году.

По замыслу учредителей, Международный день танца призван объединить все направления танца, стать поводом для чествования этой формы искусства и его способности преодолевать все политические, культурные и этнические границы, его способности объединять людей во имя дружбы и мира, позволяя говорить им на одном языке — языке танца.

По традиции, каждый год какому-либо известному представителю мира танца предлагается обратиться к общественности с посланием, напоминающим людям о красоте танца.

Международный день танца


История танца. Жан-Жор Новерр: биография


29 апреля 1727 года в Париже родился Жан-Жор Новерр (Noverre, Jean-George) - французский артист, балетмейстер, теоретик и реформатор балета. Он был учеником балетмейстера Луи Дюпре, дебютировал в качестве танцовщика в 1743.

Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) как танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере, объединённый единым действием или настроением. Затем во Франции расцветает придворный балет - пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры - комедия-балет, опера-балет, для которых специально пишется музыка, делаются попытки её драматизировать.

Во времена Новерра балет входил в состав оперы – хореограф пришел к мысли о создании независимого танцевального спектакля с серьезной тематикой, развивающимся действием и действенными характеристиками. В своем манифесте нового искусства Новерр писал: «Театр не терпит ничего лишнего; поэтому необходимо изгонять со сцены решительно все, что может ослабить интерес, и выпускать на нее ровно столько персонажей, сколько требуется для исполнения данной драмы». Новерр был решительно против чаконы – сценического танца, использовавшегося в старинных операх и балетах: «Композиторы, в большинстве своем, все еще, повторяю, держатся старинных традиций Оперы. Они сочиняют паспье, потому что их с такой грацией «пробегала» м-ль Прево, мюзетты, потому что некогда их изящно и сладостно танцевали м-ль Салле и г-н Демулен, тамбурины, потому что в этом жанре блистала м-ль Камарго, наконец, чаконы и пассакайли, потому что они были излюбленным жанром знаменитого Дюпре, наилучшим образом соответствуя его склонности, амплуа и благородной фигуре. Но всех этих превосходных артистов ныне уже нет в театре…»,- писал хореограф.

Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима. До половины XVIII в. актеры балета-пантомимы выходили на сцену в масках. В это время сцены пения постепенно заменяются жестами мимов. Новерр впервые ввел пантомиму в своем балете "Medеe et Jason". У Новерра мимика была подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль. Мимические сцены доныне составляют особенность итальянских балетов, в которых всегда имеются особые мимы. Для старинной пантомимы Новерр брал весьма сложные сюжеты; напр. сюжет "Семирамиды" Вольтера. Подобного рода пантомимы имели до 5 актов.

Разработанные Новерром принципы героического балета и балета-трагедии, воплощаемых средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника, были впервые высказаны в работе 1759 года «Письма о танце и балетах». В России этот труд вышел в 4 томах в Петербурге в 1803–1804.

Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх. К штудгартским премьерам (с 1762) музыку писал композитор Ж.-Ж.Родольф, в Вене (1767–1776) сотрудниками хореографа были композиторы К.В.Глюк, Й.Старцер, Ф.Аспельмайер. В 1776–1781 Новерр возглавлял балетную труппу Парижской оперы (тогда Королевской Академии музыки), но встретил сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра; в 1780–1790-х годах работал преимущественно в Лондоне, возглавляя балетную труппу в театре "Друри-Лейн". Наиболее значительные постановки Новерра – Медея и Язон (музыка Родольфа, 1763), Адель де Понтье (музыка Старцера, 1773), Апеллес и Кампаспа (музыка Аспельмайера, 1774), Горации и Куриации (по пьесе П.Корнеля, музыка Старцера, 1775), Ифигения в Авлиде (музыка Э.Миллера, 1793). Основываясь на эстетике французских просветителей – Вольтера, Дидро, Руссо - он создал спектакли, содержание которых раскрывается в драматически выразительных пластических образах.

Умер Новерр в Сен Жермен-ан-Ле 19 октября 1810. Реформы создателя действенного балета (ballet d'action) оказали решающее влияние на все дальнейшее развитие мирового балета. Главные идеи Новерра – взаимодействие всех компонентов балетного спектакля, логическое развитие действия и характеристик действующих лиц - не потеряли значения и в наши дни. Новерра называют «отцом современного балета». День его рождения по решению ЮНЕСКО с 1982 года объявлен Международным днем танца.

29 апреля, начиная с 1992 года, в Москве происходит награждение призом, который по праву считается балетным «Оскаром» - это «Бенуа де ля данс». Приз «Бенуа де ля данс» был учрежден в 1991 году в Москве Международным союзом деятелей хореографии. И в том же году был принят под патронат ЮНЕСКО. Церемония вручения приза проходила не только в Москве, но и в Париже, Варшаве, Берлине, Штутгарде. «Балетный Бенуа» ежегодно присуждается за наиболее талантливые работы в области хореографии. Приз представляет собой статуэтку – стилизованная танцующая пара – работы скульптора Игоря Устинова, потомка рода Бенуа (отсюда – и название приза). Среди обладателей самой престижной премии в области танца – знаменитые артисты и балетмейстеры. Победителей года определяет международное жюри. «Бенуа де ля Данс» перестал быть достоянием только России, приобретя мировую известность и статус фестиваля.

Международный день танца


История развития танцев в России


Петр ввёл преподавание бальных танцев как обязательный предмет в казённых учебных заведениях, тем самым подчеркнув государственное значение подобного начинания...

Первые бальные или светские танцы возникают в XII веке, в эпоху средневекового Ренессанса - расцвета рыцарской культуры. До наших дней сохранились лишь названия этих танцев.

Большую роль в развитии бальной хореографии того времени сыграл танец бранль, который возник во Франции. Танцы с покачиваниями и притопами назывались простыми бранлями; танцы с подскоками и прыжками - весёлыми; танцы, изображающие трудовые процессы, подражательные - бранли бочаров, башмачников, конюхов и т.д.

Знатные вельможи водили своеобразные хороводы, где требовались важная поступь, величественная осанка, умение исполнять приветствия, поклоны и реверансы.

Огромной популярностью пользовалась павана, которую исполняли с канделябрами или факелами в руках. Этим танцем открывались балы, павана становилась центром свадебной церемонии.

Уже в XIV веке знаменитый французский теоретик Туано Арбо в книге "Орхезография" описал разные виды танцев.

Бальные танцы XIV века не отличались богатым разнообразием движений и исполнялись в сопровождении небольшого оркестра: 4 кларнета, тромбон, 2-3 виолы. На смену им пришли более быстрые танцы, включающие в себя лёгкие прыжки, повороты и изящные позы. В моду вошли менуэт, ригодан, романеска.

Усложнялась танцевальная лексика и композиция, что привело к необходимости длительного обучения танцу. Танцмейстеры и педагоги XVII века выпускают самоучители по танцам. В них включают наиболее популярные в это время массовые танцы.

В 1661 году по указу Людовика XIV в Париже была открыта "Академия танца", где проверялись знания танцмейстеров, выдавались дипломы, устраивались балы и вечера, а главное, совершенствовались народные танцы.

Движения придворного менуэта не отличались сложностью: плавный скользящий шаг, глубокие реверансы, поклоны. А обучались ему годами! Трудно давалась манера исполнения менуэта: все переходы должны совершаться мягко, округло, без рывков, плавно вытекая один из другого. Некоторые из фигур менуэта вошли в основу классического балета. Вот почему менуэт до сих пор изучается во всех хореографических академиях.

Пётр Первый сыграл огромную роль в развитии танцевального искусства России. В 1718 году он издает указ об ассамблеях, которые положили начало публичным балам в России. Было даже создано специальное руководство "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению", в котором говорилось об этикете на ассамблеях и в быту.

"…непристойно на свадьбах в сапогах и острогах быть и тако танцевать: для того, что тем одежду дерут у женского пола, и великий звон причиняют острогами, тому ж муж не так поспешен в сапогах, нежели без сапогов";

"… с кем танцуя, не подлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону"; "… немалая отроку есть краса, когда он смирен, а не сам на великую честь называется, но ожидает, пока его танцевать пригласят".

Петр ввёл преподавание бальных танцев как обязательный предмет в казённых учебных заведениях, тем самым подчеркнув государственное значение подобного начинания.

Танцмейстер, который именовался в те годы учителем " танцев, учтивости и куплимента", должен был также воспитывать своих учеников, внушать им правила европейского светского обхождения, " политеса".

XIX век связывают с массовыми бальными танцами, всё больше входят в моду балы и маскарады. Широкое распространение танцев привело к организации специальных танцевальных классов, где учителя - профессионалы обучали бальному танцу не только знать, но и городское население.

29 апреля весь танцующий мир отмечает свой профессиональный праздник "Международный день танца" - театры оперы и балета, современные танцевальные труппы, ансамбли современного бального и народного танца и другие, как профессиональные, так и самодеятельные артисты.

Международный день танца


Клубные танцы


Клубные танцы – не просто модное сегодня танцевальное направление! Обучение клубным танцам - это возможность раскрепоститься, научиться чувствовать ритм и действительно классно танцевать даже под самую «непростую» современную музыку: хаус, хип-хоп, R&B, диско. Хотите на любой вечеринке чувствовать себя в центре внимания? Танцуйте!

Занятия клубными танцами - это довольно интенсивная физическая нагрузка, так что данный вид танцев отлично подойдёт тем, кто хочет всегда быть в хорошей форме. А тем кто хочет быть в центре внимания уроки клубных танцев подарят свободу движений для самовыражения, что позволит чувствовать себя уверенно в любых ситуациях.

Клубный стиль сочетает в себе множество разных стилей. Научиться танцевать клубные танцы - это значит владеть своим телом под любой ритм, будь то хаус, хип-хоп, R&B, диско. Чтобы этого добиться, мы включили в программу курса клубных танцев изучение следующих направлений:

Хаус

ХаУс! Не путать с хаОсом. Танец хаус – это то, что можно танцевать под музыку хаус – быструю, с монотонным ритмом, но очень драйвовую. Хаус, конечно, танец на любителя, но базовые движения вам пригодятся на любой клубной вечеринке.

R&B

R&B расшифровывается как "ритм и блюз" – это характеристика музыки. Четкий ритм соединяется/ чередуется с лирическим вокалом. R&B – едва ли не самое популярное сегодня направление клубных танцев, а R&B – вечеринки сейчас на пике популярности. Поэтому на уроках мы уделяем этому направлению особое внимание. Итак, кратко про сам танец R&B. Свободные ритмичные движения всем телом чередуются с движениями волнообразными, плавными, эротичными. Вот такое сочетание несочетаемого Танцевать R&B действительно интересно, здесь есть поле для вашей танцевальной фантазии. Скучно не будет точно!

Хип – хоп

«Пра-пра-пра……внук» африканских ритуальных танцев хорошо прижился в «современных джунглях» – большом городе. В этом танце, как в мегаполисе: хочешь жить, точнее танцевать – умей вертеться… Вот в хип-хопе и вертятся, иногда на голове (чем не наша жизнь?), и делают много других резких и быстрых движений, энергичных, наполненных силой. А еще в хип-хопе очень привлекает ритмичная, словно удар там-тамов, музыка. Так и хочется начать двигаться…

Диско

Самое важное: диско – это не танец под музыку 80-х! Точнее, двигаться в этом стиле можно и под «Шизгару», и под современную музыку. Скажем так, диско – это набор несложных «универсальных» танцевальных движений, которые по своему вкусу можно приспособить под любую музыку.




 (голосов: 0)
 
Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.