Праздники: Чистый четверг



Чистый четверг










Чистый четверг


Каждый год христиане с благоговейным трепетом ждут главного события – момента водворения Иисуса Христа в Царстве Небесном. Великий Чистый Четверг ассоциируется с неким переходом, обновлением всего сущего, потому что именно этот день является предвестником тяжких земных страданий Христа, после которых наступит Воскресение.

В этом году Чистый четверг отмечается 21-го апреля. С этого дня, мы - православные христиане, начинаем готовиться к Пасхе.

История праздника


В Великий Четверг, как сказано в Евангелии, состоялась Тайная вечеря, на которой Иисус установил обряд Евхаристии или Святого Причащения.

Православные, католики и протестанты, единогласно признавая этот обряд, на миг воссоединяются в своих взглядах, дабы освятить этот день и всю оставшуюся неделю до наступления Пасхи своей верой в Иисуса. Вкушая хлеб и вино, они ощущают себя частью плоти Христовой.

Четыре дня Страстной недели: от четверга и до воскресенья, люди посещают церкви и храмы, желая послушать речи священников о земной жизни Спасителя и о его удивительных чудесах.

Человек не может жить без веры. Она даёт ему силы бороться с отчаянием и тяготами жизни, напоминает в минуты слабости о ещё больших тяготах и муках, перенесённых Господом.

В Чистый Четверг, 21 апреля, мы воздадим Иисусу честь, поблагодарим его за невидимое присутствие в наших душах. В очередной раз в сознании оживут последние деяния Спасителя, в которых верующие черпают вдохновение и стимул к добрым поступкам.

Христос, омывающий ноги своим ученикам, показывает этим действом необходимость уважать и любить друг друга, забывая об эгоизме.

Сколько бы времени ни прошло, люди, в эти знаменательные дни, будут посещать церкви, а архиереи будут совершать всё тот же обряд омовения ног находящимся под их покровительством двенадцати священникам.

Чистый Четверг – это момент перехода из одного состояния в другое, от греховной бренной жизни к духовному очищению.

В этом и состоит главная особенность Великого Четверга. Обновление души и тела знаменует собой начало всех начал, без чего невозможно вступление вместе с Христом в новое, праведное Царство.

Истинные христиане, отдав дань уважения церкви, никогда не забудут и о подготовке своего жилища к этому празднику.

Чистый четверг традиции и обычаи


С Великого Четверга начинаются приготовления к Пасхе. Верующим необходимо прийти в храмы, исповедаться и причаститься. В доме прибирают, пекут куличи, красят яйца. В Чистый Четверг принято встать до восхода солнца и выкупаться — символически очиститься от грехов и суеты. Воду для омовения надо было брать рано утром, до восхода солнца, "пока ворон крыло не омочил", "пока детенышей не выкупал", иначе она потеряла бы свою целебную силу. Умываться или купаться обязательно нужно в проточной воде, в ручьях и реках, чтобы "смыть болезни". На реку ходила сама хозяйка, принеся воду в деревню, она на улице сначала обливалась сама, затем окатывала мужа и взрослых детей, а маленьких мыла в избе теплой водой. После этого она перевязывала всем домашним запястья и поясницы пряжей, которую напряла в предыдущую ночь. При этом нитку изготавливали наоборот, закручивая веретено в левую сторону, а не в правую, как делали обычно. Верили, что после этого никто из семьи весь год не будет болеть. Чтобы увеличить очистительные свойства воды, во многих местах в нее опускали серебро.

В Чистый Четверг русские крестьяне очищали дом, двор и огород от накопившегося за зиму сора, грязи и пыли. В первую очередь обновляли и мыли иконы и лампады. Потом тщательно мыли полы, стены, потолки избы, стол и лавки, оттирали песком, скоблили ножом. В народе говорили: «Если в Чистый Четверг вымоешься и вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет».

После уборки, проведенной в Чистый Четверг, в домах не убирали и не мели полы до Пасхи, чтобы «не засорить глаза лежащему во гробе Христу». В некоторых областях в этот день перемывали всю посуду в доме, а молочные крынки еще и окуривали женскими волосами, объясняя важность этого занятия тем, что посуда осквернена прикосновением Иуды Предателя.

В этот день устраивалась большая стирка — перестирывалась вся одежда, постельное белье, скатерти, занавески и полотенца, а также коврики, половики и подстилки. Все выносилось на просушку во двор, а вся семья в ночь с четверга на пятницу ложилась спать на «гороховине», гороховой соломе, которую расстилали на полу. На Русском Севере, например, матери учили дочерей, а тещи — невесток: «Все надо выстирать, даже портяночка и та Пасхе радуется».

Необходимость уборки в Чистый четверг объясняли еще и тем, что празднику Воскресения Христова радуются не только люди и природа, но и животные и каждая вещь и предмет.

В истории известны случаи, когда деревенские жители устраивались на ночлег на соломе, поскольку всё бельё было перестирано и вывешено во дворе. Именно от деревни, строго выполняющей все обряды, и переняли мы эти традиции и обычаи празднования Великого Чистого Четверга.

И в этом году всё свершится в неизменных традициях. После уборки дома начинают печь куличи и красить яйца: заботливо замешивают тесто, а краску для яиц разводят в воде или же варят луковую кожуру.

Сугубо великочетверговое дело и приготовление четверговой соли. Обычную крупную соль заворачивали в тряпочку и перепекали в печи. Пережженную соль толкли и просеивали. Такая соль считалась очищенной от скверны, то есть прикосновения руки Иуды-предателя, поэтому она обладала целебными свойствами и хранилась в течение года как лекарство от разных хворей. Ею же солили освященные пасхальные яйца.

В церквях на Чистый Четверг зажигают Животворящий огонь, который нисходит с небес. Нужно принести частицу этого огня домой, ни в коем случае не погасив. Погасить свечу с Живым огнем — весьма плохая примета, которая означает, что в семье в скором времени кто-то умрет. Страстная свеча, изготовленная на Чистый Четверг, оберегает дом от пожаров, а его хозяевам приносит счастье и долголетие.

Совершив все перечисленные обряды, христианин чувствует сознание выполненного долга и ожидает в последующие праздничные дни Божьей благодати.

Обряды и заговоры в Чистый четверг


Существуют определенные обряды и заговоры, которые выполняются в Чистый четверг. Это обряды и заговоры на снятие порчи, на привлечение денег, на разрешение семейных ссор, на счастье и мир в семье, а также для привлечения женихов и для того чтобы быстрее выйти замуж.

Начиная с Чистого четверга и до Пасхи из дома никому и ничего не отдают.

Обряд на привлечение денег

В Чистый четверг с утра пораньше нужно пересчитать трижды все деньги, которые имеются в вашем доме, чтобы деньги водились в доме целый год.

Заговор на снятие порчи в Чистый четверг

Поистине замечательны заговоры, сопровождавшие обряды, направленные на снятие порчи. Чтобы снять порчу умывались до зари с наговором: «Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, всё Чистым Четвергом снимается».

Заговор на счастье и мир в семье и на разрешение семейных ссор

Заговор №1

При семейных ссорах кто-либо из членов семьи подкладывал соль в кушанье, приговаривая: «Солю, солю, посыпаю, счастье и покой в дом возвращаю. Аминь». Эту соль предварительно ссыпали все члены семьи по горстке в один пакет, освящали в Великий Четверг и хранили весь год. Её также активно использовали при заболеваниях.

Заговор №2

В Чистый четверг купите, не торгуясь и с переплатой, замок. Ровно в полдень откройте дужку, приговаривая:
«Господи, Боже мой! Ключ от замка твой. Кто этот ключ со дна достанет, к тому Ангел Господень подойдет и подозрение всякое, да нелюбовь людскую с раба Божьего (свое полное имя) отведет. Ключ, замок, язык. Аминь! Аминь! Аминь!»
Замок этот закройте и выбросите вместе с ключом в реку.

Обряд и заговор для привлечения женихов в Чистый четверг

Этот период был подходящим днём для незамужних девушек с их обрядами привлечения женихов. Вставая с восходом солнца, девушки умывались и приговаривали: «Как светел и красен Чистый Четверг, так и раба (имя) для всех буду прекрасной. Аминь». Девушкам следовало молиться в полночь с четверга на пятницу.

Следует заметить, что заговоры нельзя читать в состоянии даже легкого алкогольного опьянения, женщинам в период критических дней, а также в неблагоприятные 9, 15, 23, 29-й лунные дни.

Обряд чтобы выйти замуж

Тем девушкам и женщинам, у кого не ладится с замужеством следует провести такой обряд. В Чистый четверг вытереться полотенцем и приготовить это полотенце, крашенные пасхальные яйца и пасху. Все это отдать в день Пасхи нищим людям, которые просят милостыню. И после этого, в ближайшее время вы выйдите замуж.

Обряд для красоты и привлечения денег

В Чистый четверг набрать в банку воды, положить в нее серебряную монету или другую вещь, а утром в день Пасхи умыться этой водой для сохранения красоты и привлечения денег. Страстным свечам верующие приписывали целебную силу, давая их в руки тяжелобольным и мучающимся трудными родами.

Выпекая хлеб, люди чертили на них кресты, чтобы защитить себя и своих близких от нечистой силы, которая в Страстную неделю была особенно активной и опасной. С той же целью кресты выжигали свечой на дверях и потолках.

Приметы на Чистый четверг


Немалое количество примет связано с погодой. Длинный солнечный день сулил мир и благополучие семьи в том случае, если все её члены специально вышли на улицу понаблюдать эту игру солнечных лучей.

Помимо семейного счастья это было предвестием тёплой мягкой весны. В свою очередь дождливый Четверг несёт с собой позднюю и мокрую весну.

Особый интерес представляют приметы, связанные с тематикой окна. Увиденное в окне сопоставлялось в сознании верующего человека с его будущим. Собака – к тоске, инвалид знаменует смерть близкого родственника или друга, кошка пробежит по дороге – придёт богатство.

Пролетающие мимо окна птицы принесут радостную весть, молодая женщина появится в окне - три месяца проживёшь без забот, а если старая женщина – три месяца в заботах и суете.

В Великий четверг девушки ходили утром под яблони чесать волосы - чтобы хорошо росла коса.

Народ приурочил к этому великому дню верования, начало которых коренится в языческой старине. Так, по поверью, в полночь встают из гробов мертвецы, вызванные колокольным звоном, неслышным живым, становятся перед церковью, и мертвец-священник читает молитву. Отворяется сами собою церковные двери, мертвецы входят в храм Божий, и начинается служба. По окончании обедни, в том же порядке, в каком явились, расходятся в свои вечные жилища-могилы.

К этому же дню приурочено, по древнему обычаю, при митрополичьих кафедрах Московской и Киевской, мироварение. Святое миро известно было в ветхозаветной церкви, где служило для помазания скинии и всех принадлежностей богослужения, а также для помазания царей, первосвящценников и священников. У евреев миро приготовлялось из смирны, благовонной корицы, тростника, кассии (александрийского листа) и оливкового масла.

В православной христианской церкви приготовление святого мира составляет предмет особой важности, так как через помазание святым миром сообщается крещаемым и воссоединяемым с православною церковью благодать Духа Святого. В греческой церкви для составления его бралось до 50 благовонных веществ, у нас таких веществ требовалось до 1853 г. только 26, но в том же году прибавлено еще пять.

Древние русские традиции

С омовением в Чистый четверг была связана девичья любовная магия. Девушки до восхода солнца, стараясь никого не встретить, по одиночке и группами бегали к реке умыться или даже окунуться целиком, чтобы весь год быть красивыми и любимыми. С этой же целью на деревенской улице они плескали друг дружке в лицо принесенной с ручья или реки водой. "Прежде чем птица встанет", новгородские девушки старались умыться свежей водой дома, так как считали ее верным косметическим средством, способным избавить их от веснушек и отбелить лицо.

При помощи заговоров девушки стремились приманить женихов или приворожить полюбившегося парня. В Вятской губ. они "пускали по ветру" следующие слова приговора: "Стою я, благословясь, иду, перекрестясь, из избы дверьми, из ворот в чисто поле, на чистую росу. Святой водой умоюся, цветочками утруся, иду на ясный месяц, на частые звезды, на свято солнышко. Всем бы я казалась как ясный месяц, часты звезды. Всем бы я казалась как маков цвет". Умываясь до солнышка на ручье, какая-нибудь из них три раза приговаривала: "Прихожу я, раба Божия (имя-рек), умыться, просветиться на этот ручей. В этот ручей бежат все ключи и заторы со всех сторон, со всех дорог торопятся, сноровятся. Так бы и ко мне, рабе Божьей (имя-рек), торопились, сноровились женихи. Весь мир православных христиан, любите меня и хвалите меня. Во веки веков. Аминь."

В некоторых местах омовение в Чистый четверг сочеталось с ритуалом кликания весны. В Костромской губернии девушки на восходе солнца трижды опускались в воду со словами: "Вода весенняя, здоровая! Дай и нам здоровья", - затем трижды кувыркались по земле и, забравшись на крыши, пели в честь весны песни. В соседних областях девушки, войдя в реку по пояс, водили хоровод и пели: "Весна, весна красная, приди весна, с милостью, с великою благостью!", - если на реке еще был лед, хоровод водили вокруг проруби.

В качестве одного из способов очищения и изгнания нечисти повсеместно, а в особенности в северо-восточных губерниях и в Сибири, распространено было окуривание. Рано утром в Чистый четверг было принято ходить в лес за можжевельником, которым окуривали постройки, людей и скот, стремясь защитить их от несчастий и предопределить здоровье. В Сибири в Страстной четверг для окуривания скота от чумы и порчи, осуществлявшегося на рассвете с началом заутрени в церкви, использовали навоз, "богородишну траву" или собранный до рассвета сор из муравейника и муравьев, при этом, было принято поджигать их священным "деревянным огнем", полученным трением на рассвете. В Ярославской губернии верили, что с утра надо как можно раньше затопить печь и "окурить" печным дымом деревню, "чтобы год был легким".

К очистительным обрядам относятся также приуроченные во многих местах к Чистому четвергу действия по изгнанию из дома насекомых: клопов, тараканов и им подобных. На Новгородчине в ночь на со среды на четверг отлавливали трех клопов и выносили их далеко в поле, веря, что все остальные последуют за ними сами. В Смоленской губернии в старый лапоть клали по одному из каждого вида домашних насекомых и волокли их из избы за околицу. Для этого собирались все живущие в доме женщины и, взявшись за оборы лаптя, изображали, что тянут его с большим трудом. В рязанских и саратовских деревнях также тащили привязанного за лапки таракана. В Пермской губернии таракана или клопа на толстой веревке должны были тянуть двое мужчин, при этом строго на строго запрещалось смеяться. Старообрядцы Забайкалья, чтобы не дать разной "нечисти" (мошкам, червям и тараканам) расплодиться в доме, рано утром, "пока пташка не запела", на огороде сжигали старую рухлядь, мусор, старую одежду и обувь. В Вятской губернии, чтобы избавиться от клопов и блох, хозяйка до восхода солнца, раздевшись до нага, подметала пол в избе, а затем выносила мусор во двор, стараясь непременно унести его весь в один прием, зажав между коленями. В Вологодской губернии до восхода солнца нагая хозяйка три раза объезжала дом на клюке, чтобы выжить клопов и тараканов.

В Великий четверг во многих местах исполнялся древний обряд очерчивания магического круга, связанный с установлением незримой границы, призванной обеспечить защиту и благополучие крестьянскому хозяйству. Хозяин или хозяйка в одиночку рано утром, до восхода солнца, натощак, стараясь, чтобы никто их не увидел, трижды обходили - "объезжали" дом, двор, огород или поле, произнося специальный приговор, чтобы уберечь хозяйство и семью от несчастья и оградить их от проделок нечистой силы и колдунов.

В некоторых местах кто-либо из хозяев обходил хозяйство, читая 102 псалом Давида "от воров" или держа в руках икону. На севере Вологодской обл. хозяйка обходила дом с растворенной квашонкой в руках, кто-нибудь из избы спрашивал: "Кто идет?", в ответ следовало сказать: "Иисус Христос с хлебушком да Божью Матерь несет". Но чаще дом трижды "объезжали" верхом на палке - клюке, помеле, ухвате или кочерге.

Крестьяне знали и другие способы очерчивания магического круга. В ночь со среды на четверг выпрядали нитку, закручивая ее в левую сторону, утром трижды ее протягивали вокруг двора, затем спутывали остатком нити ноги цыпленку, которого в доме обносили вокруг стола со словами: "Чужой домовой, ступай домой, а свой домовой, за скотиной ходи, скотину паси". Этот ритуал должен был способствовать сбережению скотины.

Великий Четверг, как точка временного перелома, наделялся способностью проецировать производимые действия на весь последующий год, поэтому на него приходилось большое количество ритуалов типа магии первого дня, начала. Любое действие, совершенное в этот день верно, сулило успех и удачу в данном виде деятельности на протяжении всего года.

Все в крестьянской семье старались встать в Великий четверг как можно раньше, так как считали, что тот, кто проспит, плохо проведет лето. Поднявшись до солнышка, хозяин пересчитывал деньги, чтобы весь год они водились в хозяйстве, затем шел в хлев, выдавал корм рабочим лошадям, поил их и чистил скребницей, чтобы они были выносливы и здоровы. После этого он перемешивал жито в сусеках, чтобы оно не оскудевало в житнице, осматривал сельскохозяйственные орудия (соху, борону и т.д.), передвигал, переставлял их с места на место для того, чтобы лучше родился хлеб, чтобы орудия не ломались при работе в поле, были легкими и не утруждали лошадь. Если хозяин был рыболовом, он прорубал на реке новую прорубь, если охотником, три раза стрелял из ружья, что должно было обеспечить удачу как в том, так и в другом промысле. Если в хозяйстве были пчелы, ульи выставлялись на воздух, чтобы пчелы стали сильнее и лучше велись в хозяйстве. Хозяйка обязательно должна была в этот день испечь хлеб, чтобы весь год его было вдосталь, и он удавался. На северо-западе Вологодской обл. хозяйки в Великий четверг мешали заготовленную к Пасхе сметану, чтобы она и масло в доме не переводились. Кое-где крестьяне жестами или, взяв в руки косу, серп, цеп и т.п., делали вид, что выполняют соответствующие полевые работы, "чтобы не брала усталость в течение лета в работе". В Сибири хозяева выносили на улицу сохи и бороны, "чтоб наступило урожайное лето".

В средней полосе России в Великий четверг было принято впервые подстригать волосы маленьким детям, которым исполнился год, чтобы они были гуще и лучше росли. С этой же целью отстригали кончик косы девушки. Хозяева отрезали кончики хвостов у лошадей, овец и коров, чтобы они не болели и были плодовиты, быстрее "огулялись", принесли потомство. Остриженную с хвоста коров шерсть или затыкали за матицу в хлеву, "чтобы корова знала свое место", то есть всегда возвращалась с пастбища домой, или кидали в реку, стремясь этим увеличить количество молока. Отрезали кончики хвостов и курицам. Перышки перевязывали ниточкой и клали в гнезда со словами: "Где хвост, там и нос", чтобы куры неслись в хозяйстве, а не ходили по чужим дворам. С этой же целью рано утром веревкой перевязывали колья в изгороди, кормили курицу в вожжах, положенных кругом на земле или бросали куриные перышки в печку, приговаривая: "Как перышкам жарко, так и моим курочкам своего дома жалко" (новгородск.). Чтобы курицы не ходили в огород и не портили грядки, колья в изгороди перевязывали со словами: "Не колышки завязываю, а курам глаза завязываю, чтобы в огород не шли".

Повсеместно в Великий Четверг запасали различные снадобья, наделявшиеся магической силой. Наиболее распространенной среди них была четверговая соль. Она считалась универсальным лекарством как для человека, так и для животного, а также служила сильным оберегом. Большое значение придавалось четверговому хлебу, выпекавшемуся в память о благословении хлебов Христом на Тайной вечери. В качестве обрядового хлеба могла использоваться также просфора. Многие заказывали в Чистый четверг заздравные службы в церкви и получали просфоры, которым приписывалась такая же сила как благовещенским. В некоторых местах магическими свойствами наделялся любой хлеб, подаваемый в этот день к столу.

Крестьяне верили в особую чудодейственную силу лучины, которой вечером в Великую среду из печи доставали "первый огонь", зажигая им свечу или лампу. Эта обожженая лучина называлась "четвережный огарок" и, по убеждению крестьян, защищала скот от водяных и леших. Чтобы они не тронули скотину, ею ставили кресты на копытах и лбах животных, выпуская их в первый раз пастись.

Как и к первому дню нового года к Чистому четвергу были приурочены приметы, гадания и колдовство. Памятуя о последнем, крестьяне отказывались в этот день что-либо давать из дома взаймы, считалось, что с отданной вещью уйдет из хозяйства удача: у коровы пропадет молоко, падет лошадь или корова и т.п. В ночь на четверг на дворе дома ставили стоймя поленья, по числу членов семьи, называя каждое по имени, какое из них на утро упадет, тому в этом году суждено умереть. О благополучии и здоровье скота судили по тому, как утром корова лежала в хлеву, если ее голова была направлена на запад, в этом видели добрый знак, а если на восток, к воротам, то ждали беды, говорили, что она пропадет в течение лета. Для того, чтобы этого не произошло, ребятишкам велели обежать вокруг двора с колокольчиком в руках три раза и кричать: "Около двора железный тын".




 (голосов: 0)
 
Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.