Праздники: Вербное воскресенье



Вербное воскресенье





Вербное воскресенье


Проснулось солнце – стыдно спать, наверное,
За облаками в воскресенье вербное.

Гудят, как ульи, вербные базары.
Пускай в Сибири веток пальмы нет –
Цветущей вербы солнечный привет
Тот продаёт, а тот – подносит даром!

Пушисто-золотистыми пучками
Размахивают все – и стар, и млад.
О, празднику святому каждый рад,
И воробьи по лужам – куличками!

По парковым дорожками ребятня –
На пони гордо, словно на осляти.
Ещё почти неделя до Распятья,
Неделю ждать до Воскресенья дня.

А воробьи щебечут непрестанно
Почтительно-весёлое: «Осанна!»


В этот день русская Православная Церковь празднует вход Господень в Иерусалим. Еще этот день называют Вербным воскресеньем.

Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста — Марк, Матфей, Лука и Иоанн.

«И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей...» (от Матфея 21, 12).

Христос входит в Иерусалим. Он открывает людям спасение от рабства греха, но его ждут страдания и крестная смерть. Толпа его шумно приветствует, но видит в нем земного Спасителя, ждет освобождения не от духовных пут греха, а от оккупантов-римлян. Люди устилают дорогу Иисуса пальмовыми ветвями, а Он видит заблуждение тех, кто так радостно его встречает. Христос не отклоняет явным образом восторгов толпы, но ищет совсем другого - обращения сердец к доброте и любви, к Богу…

Памятью о пальмовых ветвях, которыми народ приветствовал Христа, в России стали вербы. Распущенные ветки вербы напоминают верующему, что надо задумать в этот день: что жду я от Христа? Не движет ли мною корысть, не ищу ли я ощутимых благ и земных побед, как та толпа, которая совсем скоро закричит: "Распни!", но сегодня еще приветствует Спасителя?

У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета (Зах. 9,9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти. Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными.

На Руси этот праздник давно называется Вербным воскресением. Название происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений — вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса в Иерусалиме.

Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм. В России, где таких деревьев нет и где первой распускается верба, с давних времен стали использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением. Но подлинное его название — Вход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий или Цветоносное воскресение.

Несмотря на то, что Вербное воскресенье приходится на пост, в этот день разрешено есть рыбу и пить вино. После воскресенья пост продолжается и на Страстной неделе верующие продолжают усердно поститься и молиться, приготовляясь к Пасхе.

Вербное воскресенье


Интересные факты


Праздник Вербного воскресенья совершался в Москве особенно пышно в XVI веке. Крестный ход до обедни отправлялся из Успенского собора, чрез Спасские ворота, к собору Покрова Богородицы на Рву (Василию Блаженному); по окончании установленного молитвословия на Лобном месте, возвращались назад и начиналась обедня. В процессии, кроме обыкновенно носимых икон и крестов, возили на санях огромное дерево, украшенное искусственными цветами и плодами (финиками, изюмом и т.п.) Самые великолепные деревья немецкой работы стоили несколько сот тогдашних рублей. По возвращении крестов к Успенскому собору, дерево отдавали народу, так же, как и украшения саней. В 1678 г. обряд этот был ограничен, а затем совсем прекратился; вместо изготовления дерева приказ покупал воза три вербы, для раздачи в Успенском соборе.

В этот день после прихода из церкви родители били своих детей вербными ветками, приговаривая: «Верба-хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет.» Это делалось для того, чтобы дети лучше росли. И очень важно было, чтобы у детей не оставалось обиды на взрослых за то, что их бьют, поэтому и проговаривали, что не человек бьет, а верба.

Вербное воскресенье


С Вербным воскресеньем связаны многие народные приметы и поверья:


- Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета.
- Если в этот день светит солнце, то погода будет теплой и урожай злаков и фруктов богатым.
- Если в этот день прикасались к человеку веткой вербы, то таким образом наделяли его здоровьем и красотой.
- Освященная верба обладает особой целительной силой. Освящают вербу на вечерней литургии накануне Вербного воскресенья. Ее нужно хранить до следующего года.
- Если женщина, у которой в течение долгого времени не рождается ребенок, съест вербные почки, то она может излечиться от бесплодия.
- Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю. Верба, брошенная в огонь, усмиряет огонь. Ветки вербы, выброшенные во двор, усмиряют град. При граде нужно поставить пучок освященной вербы на подоконник.
- С Вербного воскресенья и до Пасхи нельзя пить воды, почерпнутой под вербою или около нее, потому что в ней может быть много чертей, которые могут войти внутрь человека и навредить ему. Когда трогается весенняя вода, черти выпрыгивают из зимних притонов и забираются в вербы отогреваться. Когда же вербы освящают, черти падают в воду.
- В этот день хозяйки пекут из теста орехи и дают их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных.
- Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы - средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость.
- Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут.
- На вербной мороз - яровые хлеба хороши будут.

Вербное воскресенье


Народные обычаи


На Руси еще с древних времен образовалась масса обрядов, связанных именно с вербой. На праздник, например, принято освещать вербу и хранить ее дома весь год в переднем углу за иконами. Так же считается, что верба наделяет людей здоровьем, предостерегает от нечистой силы и разных напастей.

В этот день в России повсеместно совершались различные обрядовые действия с вербой. "Сережкам" вербы (распустившимся почкам) приписывались особые целебные свойства и магическая сила."В Вербное воскресение крестьяне во время утрени молятся с освященной вербой и, придя домой, глотают вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь.

Детей своих (а также и скотину) крестьяне слегка хлещут вербой, приговаривая:"Не я бью - верба бьет,Верба хлест - бьет до слез".

В этот же день бабы пекут из теста орехи и дают их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегут до первого выгона скота, при чем всякая благочестивая хозяйка выгоняет со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или "пускают на воду", или втыкают под крышу дома с тою целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

Наряду с этими общепринятыми обычаями, связанными с освященной вербой, в некоторых местах, существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, и, брошенная в пламя, останавливает действие огня, а воткнутая в поле - сберегает посевы.

Посеянное в вербную неделю, по народным поверьям, будет лыковатым, как верба. Даже буряк вырастет не сладким, а горьким.

В Вербное воскресенье святят вербу. С утра на Богослужение сходятся все – и стар и млад: «грех не пойти в церковь, когда святят вербу». Когда кончится служба, и священник окропит ветки святой водой, дети стараются поскорее найти и проглотить по несколько «котиков» – «чтобы горло не болело».

Был когда-то на Украине обычай носить свячёную вербу от церкви к церкви.

Хозяева, возвращаясь из церкви со свячёной вербой, в дом не заходили, а сразу же сажали на огороде по несколько веточек, «чтобы росла Богу на славу, а нам, людям, на пользу», а оставшуюсь несли в дом и ставили под святыми образами.

Того, кто проспал заутреню, били свячёной вербой, приговаривая:
Не я б'ю – верба б'є
За тиждень Великдень,
Недалечко червоне яєчко!


Свячёная верба пользуется большим уважением среди нашего народа. «Грех ногами топтать свячёную вербу», а потому даже самые мелкие веточки, оставшиеся после освящения, сжигали на огне, чтобы, не дай Бог, под ноги не попали. Свячёной вербе приписывается магическая сила.
Верба имеет большое значение в народной медицине. Знахари варят свячёную вербу вместе с целебными травами и поят больных – в полной уверенности, что поможет. Отваром свячёной вербы мочат голову и этим лечат головную боль. Помогает она при лихорадке и ревматизме, с её помощью сбивают температуру. Толчёные листья вербы кладут на раны, а водку, настоянную на её листьях, пьют против кишечных заболеваний.

В Бельгии в Вербное воскресенье крестьяне втыкают ветки вербы по краям поля и при этом надеются, что их поле будет защищено от напастей. Этот же обычай существует и в Австрии, на околицах города Земмеринг. Вероятно, что посадка вербы в Вербное воскресенье у нас имела «очищающий» характер; во всяком случае, целью было защитить землю от вреда.




 (голосов: 3)
 
Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.