Праздники: Всемирный день авиации и космонавтики



Всемирный день авиации и космонавтики



Всемирный день авиации и космонавтики


12 апреля весь мир отмечает Всемирный день авиации и космонавтики. Это особенный день — день триумфа науки и всех тех, кто сегодня трудится в космической отрасли.

По решению Международной авиационной федерации (ФАИ) 12 апреля отмечается как «Всемирный день авиации и космонавтики».

В Российской Федерации памятная дата «День космонавтики» установлена на 12 апреля в соответствии со статьей 1.1 Федерального закона от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».

12 апреля 1961 года гражданин СССР майор Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов.

Полет, длившийся всего 108 минут, стал мощным прорывом в освоении космоса. И сегодня мы видим поразительные успехи космической техники — вокруг Земли обращаются десятки тысяч спутников, космические аппараты сели на Луну и Венеру и привезли оттуда образцы грунта.

На Марс и Венеру опускались автоматические зонды, несколько космических аппаратов покинули пределы Солнечной Системы и несут на себе послания Внеземным Цивилизациям.

Говоря точнее, эпоха пилотируемых полетов началась уже в августе 1960 года, когда советский космический корабль «Восток» с собаками Белкой и Стрелкой на борту совершил суточный полет с возвращением на Землю.

Были исследованы таинственные космические странницы – кометы – просто поразительно как 16 лет назад успешно закончились просто фантастические миссии советских “Вега-1,-2″, первая часть которых была посвящена исследованию Венеры (со сбросом зонда), а во второй впервые было осуществлено прямое исследование кометы (Галлея).

США и СССР объявили, что их программы МГГ предусматривают запуск искусственных спутников Земли для исследования околоземного космического пространства. Уведомлению, сделанному Советским Союзом, на Западе не придавали особого значения, пока 4 октября 1957 г. на орбиту не был выведен «Спутник-1». Через два месяца американский спутник «Вэнгард-1» вместе с ракетой носителем («Викинг - Аэроби-Хай») взорвался на стартовой площадке. Однако дублирующий проект Редстоунского арсенала и Лаборатории реактивного движения был наготове, и 31 января 1958 г. ракета «Юпитер-С» вывела на орбиту спутник «Эксплорер-1».

А 4 октября 1957 года на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли. В честь этого события ежегодно проводится Всемирная неделя космоса.

Первый в истории космонавтики международный полет состоялся 15 июля 1975 года — первопроходчиками были советский корабль «Союз-19» и американский корабль «Аполлон».

Появились космические обсерватории – астрономия стала ВСЕВОЛНОВОЙ – это, пожалуй, одно из самых важных достижений космонавтики – астрономам стали доступны рентгеновский и гамма диапазоны.

Развитие пилотируемых полетов у нас в стране проходило поэтапно с учетом достигнутых научно-технических результатов и появления новых научных, хозяйственных и технических задач. От первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций к многоцелевым космическим пилотируемым орбитальным комплексам — таков путь, пройденный советской и российской пилотируемой космонавтикой.

История советских космических программ на протяжении многих лет была окутана покровом секретности, поскольку советское руководство практически всю информацию о ракетах и космических аппаратах рассматривало как государственную тайну и распространяло её лишь тогда, когда желало продемонстрировать западным странам свои возможности и намерения.

Яркие успехи отечественной космонавтики — закономерный результат самоотверженного труда многих тысяч людей, десятков трудовых коллективов, которые делают все от них зависящее во имя прогресса космической отрасли.

В наше время использование космоса финансируется более широко - не только правительствами, но и частными компаниями, которым космос даёт для определённых видов деятельности особые преимущества, отсутствующие на Земле. Главным из таких преимуществ является прямая видимость спутников связи, выведенных на геостационарную орбиту, с обширных пространств на поверхности Земли.

Прямая видимость поверхности Земли необходима также для метеорологических и природоресурсных спутников. И, наконец, весьма перспективным представляется проведение материаловедческих исследований в условиях невесомости на орбите, поскольку это может привести к разработке новых материалов с заданными свойствами.

И хотя сегодня российская космонавтика переживает не пик своего расцвета, люди, работающие в этой отрасли по-прежнему с огромным энтузиазмом делают свою работу. Примите наши поздравления и дань огромного уважения к вашему делу.

Всемирный день авиации и космонавтики


Полет Юрия Гагарина


12 апреля мир отмечает День авиации и космонавтики. В этот день 49 лет назад человек впервые полетел в космос.

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и, впервые в мире, совершил орбитальный облёт Земли. Полёт в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут.

Старт корабля «Восток» был произведён в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано).

Позывной Гагарина был «Кедр». Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса. Там такого высокого гостя никто не ждал.
В 10:48 на обзорном локаторе радиотехнического наблюдения Энгельсского аэродрома майор штурман М. Тепляков в юго-западном направлении (азимут 240 °) на высоте 8 км и удалении 33 км зафиксировал цель. Это был спускаемый аппарат с Юрием Гагариным на борту, а чуть позже, за 7 км до земли, в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, и целей на радаре появилось две..

Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

В свою очередь А. Гасиев сообщит приятную новость о присвоении лейтенанту Гагарину звания майора. Вспоминая этот эпизод, А. Гассиев обычно шутил: "Это было самое быстрое повышение по службе – всего за 108 минут!". Ведь именно столько Юрий Гагарин пробыл в космосе.

11:20 - Встреча Ю. Гагарина с личным составом дивизиона и членами семей военнослужащих. Через пять минут Ю. Гагарин будет эвакуирован из ракетного дивизиона вертолетом Ми-4 на на Энгельсский аэродром

В 12:15 на автомобиле «Победа» (У9-54-01) космонавт будет доставлен на командный диспетчерский пункт (КДП) аэродрома, затем в штаб гарнизона, чтобы связаться с Москвой. На фотографии: у телефона, в ожидании связи.

К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Брежневу и Хрущёву о выполнении полёта. После доклада Гагарин сел на самолёт Ил-14 и полетел в Самару (тогда Куйбышев). Было принято решение во избежание шумихи сесть где-нибудь подальше от города. Но пока глушили двигатель и монтировали трап, народу собралось неимоверно, подъехало местное партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Самару Гагарина, туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли праздничный стол и отметили удачный полёт Гагарина в космос.

Место приземления космонавта Гагарина Ю. А около деревни Смеловка, Саратовская область. 12 апреля 1961 года. Столб будет вкопан в тот же день уже известным нам майором А. Гасиевым и его подчиненными. Надпись на табличке: "Не трогать! 12.04.61 г. 10 ч 55 м. моск. врем".

Кадры хроники, на которых показана подготовка Гагарина к старту, его доклад комиссии, подъём на лифте, переговоры Королёва с бортом — ненастоящие. Съёмка была выполнена на Байконуре «задним числом», уже после полёта. Это было вызвано режимными соображениями.

Первоначально, никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве. Всё решил в последний момент Никита Сергеевич Хрущёв. По словам Сергея Хрущёва: «Он начал с того, что позвонил министру обороны маршалу Малиновскому и сказал: „Он у вас старший лейтенант. Надо его срочно повысить в звании“. Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана. На что Никита Сергеевич рассердился: „Какого капитана? Вы ему хоть майора дайте“. Малиновский долго не соглашался, но Хрущёв настоял на своём, и в этот же день Гагарин стал майором». Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу.

Первой после полёта зарубежной поездкой для Гагарина стала поездка в Чехословакию. Он летел на обычном рейсовом Ту-104 на Прагу. Пассажиры рейса узнали Гагарина и кинулись к нему за автографами. А командир экипажа П. М. Михайлов пригласил его в кабину и дал ему в руки штурвал. В Чехословакии Гагарин посетил литейный завод и получил от местных рабочих сувенир — статуэтку литейщика. Правительство Чехословакии удостоило Гагарина звания «Героя Социалистического Труда ЧССР».

Далее путь Гагарина лежал в Болгарию. При подлёте к Софии болгарские лётчики встретили его почётным эскортом истребителей. Гагарин побывал в нескольких городах Болгарии, в Пловдиве и Софии его избрали Почётным гражданином города; побывал у «памятника Алеше».

В Финляндии Гагарин побывал дважды — в 1961 и 1962 годах.

В июле 1961 года Гагарин прибыл в Англию по приглашению профсоюза литейщиков Англии. Сначала он посетил Манчестер и находящуюся в нём штаб-квартиру старейшего профсоюза литейщиков Великобритании. Там Гагарину вручили диплом Почётного литейщика Англии. За время этого визита Юрий Гагарин получил золотую медаль от фонда развития космоса (первый экземпляр) и встретился с руководством страны, с премьер-министром Гарольдом Макмилланом и с королевой Елизаветой II. Королева вопреки традиции сфотографировалась с космонавтом на память, мотивировав, что он не обычный, земной человек, а небесный.

Всего только за 1961 год Гагарин посетил Чехословакию, Болгарию, Финляндию, Великобританию, Польшу (21-22 июля 1961 г.) , Кубу, Бразилию с остановкой на острове Кюрасао, Канаду с остановкой в Исландии, Венгрию, Индию, Цейлон (ныне Шри-Ланка), Афганистан.
Юрий Гагарин на военном авиапараде, Египет, 1962

В январе-феврале 1962 года Гагарин по приглашению вице-президента и главнокомандующего вооружёнными силами ОАР маршала Абдель Хаким Амера посетил Объединённую Арабскую Республику Египет. Гагарин пробыл в Египте 7 дней. Президент страны Гамаль Абдель Насер наградил Юрия Алексеевича Гагарина высшим орденом республики «Ожерелье Нила».

Всего Гагарин в рамках своих зарубежных визитов посетил 30 стран. Иногда ему приходилось выступать там по 18-20 раз в сутки.

27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Серёгин взлетели с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щёлково. На момент взлёта условия видимости были нормальными — нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже через четыре минуты (в 10:30) Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолётом прервалась.

Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски, которые продолжались более 3 часов. В 14:50 одному из вертолётов удалось обнаружить обломки самолёта МиГ-15УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржач Владимирской области. Утром следующего дня на ветке нашли клочок лётной куртки Гагарина с талонами на питание. Позже был обнаружен бумажник с водительскими правами и фотографией Королёва.

Для расследования катастрофы была создана Государственная комиссия, но даже после многомесячной работы сотен специалистов, комиссия не смогла однозначно объяснить причины трагедии. В результате отчёт комиссии был засекречен и его детали известны только из статей и интервью отдельных её членов. По сей день причины и обстоятельства катастрофы не являются выясненными. Существует ряд противоречивых версий случившегося.

Перед полётом в космос Ю. Гагарин составил прощальное письмо — на случай, если погибнет. Это письмо вручили жене после его гибели под Киржачом.

Урны с прахом Гагарина и Серёгина замурованы в Кремлёвскую стену.

Американские астронавты, во время высадки на Луну оставили там памятные медали с изображением людей, отдавших жизнь освоению космоса. Среди двух медалей с изображением советских космонавтов — одна с изображением Ю. А. Гагарина.

Юрий Гагарин: «Поехали!»




Как страна встречала первого в мире космонавта






 (голосов: 0)
 
Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.