Праздники: День моряка-подводника



День моряка-подводника



День моряка-подводника


За кормой волна седая
снова мы на курс легли.
День за днем, не уставая,
на заданьях корабли.
Кратки в слове, в деле строги,
моряки не подведут —
в мирный день и в час тревоги
честь России сберегут.
Слава русских корабелов,
слава русский моряков —
это всей Отчизны дело,
это заповедь отцов.


19 марта 2011 года в России отмечается 105 годовщина Деня моряка-подводника. В 1906 году по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый разряд кораблей — подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены 10 подводных лодок. Первая из них — «Дельфин» — была построена на Балтийском заводе в 1904 году.

О подводном флоте заговорили еще в XVII веке. Многие изобретатели предлагали свои идеи и разработки, некоторые из которых даже были реализованы. О первой подводной лодке российского флата упоминается в 1718 году как "потаенном судне" Ефима Никонова. Массовое же производство кораблей подобного типа началось в 1880-х годах.

По проекту Степана Джевецкого были построены 50 подводных кораблей. Работали они на мускульной силе гребца и предназначались для обороны крепостей. В 1901 г. Была утверждена комиссия для проектирования полуподводных судов, которая и разработала проект подводной лодки "Дельфин", принятой в состав флота 14 октября 1903 г. под названием "миноносец №150". Это была фактически первая боевая подводная лодка российского флота.

Хорошо зарекомендовав себя в русско-японской войне, с 1906 г. подводные лодки были выделены в отдельный класс и перешли в корабли 3 и 4 рангов. Уже к 1911 г. было сформировано первое боевое соединение подводных лодок из 11 кораблей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов СССР имелось 212 подводных лодок. Безусловно, переломной вехой в истории подводного флота стало появление подводных лодок с ядерными энергетическими установками в середине 1950-х.

Такая установка давала практически неограниченную автономность плавания, что открывало огромные перспективы. К 1961 г. советский флот уже имел 9 атомных лодок – 4 ракетных и 5 торпедных. За время существования подводного флота Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и (с учетом царской России) свыше 1000 дизельных подводных лодок. Настоящим испытанием для подводного флота, как и для всех Вооруженных сил, стали 1990-е годы. Производство практически сошло на «нет», а утилизация лодок по различным договорам приняла катастрофический размах. В 2000-х Россия прекратила бездумно уничтожать свой подводный флот и начала производство новых кораблей.

Русско-японская война стала первой в мировой истории, в которой принял участие еще официально не признанный, но уже заставивший противника дрогнуть новый класс военных кораблей — подводные лодки.

Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск».

В первую мировую войну 1914—1918 годах подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. А к концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи.

За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.

Организационно они сводились в бригады, дивизионы и группы. Управлял ими командующий флотом, боевой и повседневной деятельностью руководил подводный отдел флота. Задачи подлодок и районы их боевых действий определялись военным советом флота.

Переломным этапом в истории советского Морфлота явилось внедрение на подводные лодки в 50 годы ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания.

Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок — 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и, с учетом царской России, свыше 1000 дизельных подводных лодок. Кстати, первая в мире атомная подводная лодка сошла с верфи Гротона (штат Коннектикут) 21 января 1954 года.

По данным российских ВМФ, на начало 2009 г. в нашей стране было 60 подводных лодок различных типов, в том числе около 10 подлодок являются стратегическими атомными, более 30 – многоцелевыми атомными, остальные – дизельные и подводные лодки специального назначения, сообщает РИА "Новости".

День моряка-подводника отмечают не только военные, но и создатели подводного флота – проектные организации, судостроительные и судоремонтные заводы.

Пройдя огромный путь своего развития, подводный флот России в условиях ядерного противостояния стал неотъемлемой частью «ядерной триады», обеспечивающей безопасность страны.

Сейчас для ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. В ее составе — подводные лодки проекта 949а, вооруженные 24 ракетами типа «Гранит». Эта группировка способна с высокой эффективностью решать задачи поражения группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений.




 (голосов: 0)
 
Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.